Eleonore (eleonored) wrote in 1789_france_ru,
Eleonore
eleonored
1789_france_ru

Category:

Неизвестный портрет Робеспьера

В начале декабря я показала в своем журнале пятнадцать портретов - двух разных лиц: меня интересовал портрет, показавшийся мне очень похожим совсем не того человека, изображением которого он считается (номер 7 в таблице).

Воспроизведу их и здесь:
01.02.03.
04.05.06.
07.08.09.
10.11.12.
13.14.15.


Первые тринадцать изображений, все, подписаны как портреты Бертрана Барера, и те кто его узнал - совершенно правы!

Среди них гравюры под номерами 11, 12 и 13:


- были выбраны из того, что есть на Галлике по принципу максимального сходства с рисунком, который меня интересовал (номер 7) - а также с теми двумя малоизвестными портретами Максимилиана Робеспьера (14 и 15 - с той же Галлики), которые были использованы для сравнения:


и




На то, до какой степени эта последняя гравюра сходна, в самых мельчайших деталях изображения лица портретируемого, с интересующим меня рисунком, я и сама обратила внимание, лишь вновь и вновь разглядывая таблицу портретов!

MRB

А ведь рисунок подписан - смотрите! - Barère!



Между тем гравюры 13 (Барер) и 15 (Робеспьер) выпущены в одной и той же серии - Collection Générale des Portraits de M.M. les Députés à l'Assemblée Nationale tenue à Versailles le 4 Mai 1789!
А это, в свою очередь, означает, что рисунок номер 7 - портрет именно Робеспьера, а вовсе не Барера! - И мы даже знаем, кто его создал - на гравюре номер 15 имеются подписи: Delaplas del. Coqueret sc. - Рисовал Делаплас!
Но насколько же этот рисунок, - натурная зарисовка! - более интересен, чем выполненная на его основе гравюра - с вполне стандартной посадкой в три четверти! - Какая динамика в развороте головы и плеч, в едва намеченных деталях костюма, какое выражение лица!

И заметим, этот рисунок прекрасно коррелирует с известными более поздними рисунками Жерара

Plate03.jpg~original

и Гранмезона

Plate47a.jpg~original

Хотелось бы конечно узнать, когда и в связи с чем появилась под этим чудесным рисунком подпись с ложной идентификацией... - быть может, после Термидора, когда опасно стало хранить изображения "тирана", а художнику - или новому владельцу рисунка - уничтожать его было жаль... Впрочем, это всего лишь фантазия...
И не менее интересной загадкой является то, каким образом некоторые из автопортретов Дюкрё стали идентифицировать как портреты Робеспьера... - Но об этом как-нибудь в другой раз...

(все использованные портреты Бертрана Барера показаны в моем журнале
статья по этому материалу будет опубликована с сборнике конференции, проходившей в Новосибирском педуниверситете 14-15 апреля
)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments